Фестиваль света в Москве

С недавнего времени в Москве ежегодно проходит Московский международный фестиваль "Круг света" — световое и лазерное шоу, которое длится обычно несколько дней. Грандиозные световые инсталляции устраиваются на нескольких площадках, но самые масштабные из них на Красной и Манежной площадях, а также в парке Горького. Зрителям показывают световые проекции на зданиях, лазерные шоу на воде и ландшафтные инсталляции.

По сообщениям организаторов в создании шоу задействовано 700 единиц светового оборудования и видеопроекционной техники, более 800 мультимедийных показов и световых инсталляций на главных архитектурных объектах города. Заявлено что в фестивале участвуют команды светового и проекционного дизайна из 11 стран.

На официальном сайте фестиваля в списке организаторов указан "Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы" и перечислены несколько фамилий: режиссер, арт-директор, руководитель какой-то "группы рекламных компаний". Однако, если внимательно понаблюдать за главной палаткой управления на Красной площади, за персоналом и охраной на Красной и Манежной площадях, посмотреть на установленную свето-аппаратуру, можно сделать однозначный вывод, что все оборудование и весь обслуживающий персонал приехал к нам из Франции.

Понятно, что деньги на весь этот (прекрасный) праздник выделены из городского бюджета Москвы. Вопрос в том, какова доля участия наших постановщиков и режиссеров во всем этом действе? По ощущениям, по стилю, по настроению, и по объективным наблюдением за аппаратурой и обслуживающим персоналом, у меня возникла убежденность, что все это светопредставление было спланировано и поставлено исключительно французскими художниками и режиссерами, а роль наших "специалистов" заключалась только в выделении денег на это мероприятие.

Просто так красиво, органично и масштабно никто бы не смог сделать как они. Я уже не в первый раз убеждаюсь, что в области искусств и арт-инсталляций французам нет равных. Сам вид инсталляции, как формы современного искусства, представляющей собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое, был создан Марселем Дюшаном и французскими сюрреалистами.

Я никогда не забуду впечатлений, которые я получил от просмотра трансляции расширенной церемонии открытия Чемпионата мира ФИФА по футболу 1998 во Франции. Это было незабываемое, феерическое зрелище, когда огромные сюрреалистические фигуры-персонажи, в странных одеждах, на шарнирах-ходулях, с четырех направлений, по улицам, процессией двигались к центру Парижа. Это было что-то невероятное и сногсшибательное для того времени. Это совершенно реальное и настоящее шоу выглядело нереальнее любого художественного фильма в жанре фантастики. Как какой-то сон бога-художника. Весь мир просто затаил дыхание в эти четыре часа шествия — а после было открытие игр на стадионе. Никто так не делал до этого, и потом на других нефутбольных чемпионатах в США были попытки скопировать атмосферу и воссоздать что-то подобное. Но все это было лишь блеклой копией того исходного французского сна 1998 года.

И вот французы снова в Москве, и снова на высоте. И снова они создают феерию чувств и настроений. Они настоящие художники. На Красной площади было крупномасштабное мультимедийное шоу "Энергия жизни". Была показана история возникновения цивилизации, начиная со времен большого взрыва и до наших дней.

Ну и какой там "художник-дизайнер городской среды" или "член Совета Союза дизайнеров России" или "профессионал Гильдии профессионалов ландшафтной индустрии" осмелится или даже просто сможет вообразить зафигачить завораживающий и пленяющий образ Шивы в противогазе на всю стену гостиницы Москва на Манежной площади? Что он может, кроме того, чтобы пилить бюджет? Кто бы мог подумать: десятиэтажный светящийся всеми фибрами души Шива в ста метрах от Кремля, Мавзолея Ленина и Спасской башни — вот сюрреалистичная реальность нашего времени.

Однако можно еще предположить, что французы поставляли только оборудование, а сами арт-сиквенции программировались нашими молодыми художниками, энтузиастами светового медиа-искусства. Такой вывод можно сделать, если посмотреть список финалистов на сайте фестиваля.

Москва превращается в площадку для неиссякаемого творчества. На Манеже рисовали что-то экспериментальное. Абстрактные световые видео-секвенции, по несколько минут каждая, повторялись одна за другой.

Этот фестиваль в центре Москвы невероятно актуален и отвечает на запросы времени стремительных перемен во всех сферах жизни государств и народов нашей планеты. Меняются взгляды на мир, на искусство, на красоту, на культуру. Фестиваль доступными ему средствами предлагает свое видение свершившихся и будущих перемен. Созидательная энергия света направлена на объединение народов и их культур, развитие творческих перспектив и современных технологий.

"Круг света" уникальный в своем роде проект, внутри которого удивительная, почти сказочная атмосфера. Созданная талантом художников, симфония света раскрывает множество неожиданных граней и образов хорошо знакомого города. Идя в ногу со временем, нынешнее поколение российских граждан на наших глазах формирует новый культурный пласт, привлекая общественное внимание к новому жанру современного городского искусства.


Смотрите также:


Москва, 490 фотографий


Праздник в России


Ночь в России