Искусство и техника фотографии

Вопросы техники и стиля

Как я фотографирую

Просто беру и фотографирую. Я нигде не учился фотографировать, но у меня есть огромный опыт щелканья затвором. Я примерно могу оценить, что за всю свою жизнь я нажал на кнопку спуска затвора фотоаппарата примерно один миллион (1000000) раз, примерно в 250000 сценах или случаях. Из этого миллиона снимков в моей коллекции осталось около 100000 снимков. Примерно треть из них представлена на этом сайте (и еще на 120000+ сайтах Интернет). Если мне интересен какой-то объект или сцена, то я могу сделать от 10 до 30 кадров, почти с одного положения и почти похожих друг на друга, и потом оставить только один или два кадра, которые мне почувствуются наиболее "балансными", или даже вообще не оставить ни одного.

Как правило, я удаляю кадры в несколько заходов, и на хранение, обычно, остается всего около 10% от исходного количества "черновых", повторяющихся снимков. Из них около половины я публикую. В последнее время я снимаю меньше, но и процент отбраковки тоже стал меньше — около 80%. Раньше было время, когда за месяц активных путешествий и передвижений у меня накапливалось до 20000 кадров, из которых я оставлял 2000. Сейчас я могу снять около 1000-2000 кадров в месяц и оставить 200-300 самых сочных, броских, сбалансированных и содержательных вариантов.

Я считаю, что успех кадра — это заинтересованность фотографа в сцене и объекте — любовь к объекту съемки и воображаемому получаемому кадру. Нужно вкладываться эмоционально и энергетически в кадр. И только после огромного опыта и наработки начинают получаться хорошие кадры даже без эмоционального вложения в постановку кадра, как бы на автомате. Происходит своего рода синергия перехода количества в качество — начинает задействоваться вся та энергия и опыт, что ты когда-то раньше уже вложил в съемку подобных сцен и объектов.

Объект, композиция, свет

В искусстве статического фотографирования, я считаю, самое важное — это, первое, сам объект съемки — то, непосредственно что ты снимаешь; второе — то, как ты компонуешь кадр, а именно, композиция или сцена; и третье — разные игры света и тени, бликов, и прочие иллюминации. Есть еще разные нюансы — но эти три момента основные. Композиция, связь объектов, пропорции, баланс масс, или, наоборот, сознательное "разваливание" снимка — наверно, самое важное и фундаментальное в технике фотографии, как и в любом дизайне. Можно делать незамысловатые, но очень удачные кадры, если знаешь что снимаешь, и как располагаешь это в кадре. Играя с солнцем и солнечным светом в расположение, и получая от него всякие интересные световые эффекты, можно уводить хорошие изначально снимки в шедевры и сильно "энергетически насыщать" кадры. Контровый и боковой свет придают интереса и драматизма. Падающий свет придает аналитичности. В общем, здесь все просто, на мой взгляд. В фотографии важна практика.

Искусство фотографирования

Исходя из первого пункта, можно сделать вывод о том, что, хороший природный, пейзажный, ландшафтный и городской фотограф может получиться только из человека любознательного, умеющего видеть окружающий мир богато и интересно — ибо на фотографиях будет оставаться только то, что он увидел, с некоторой долей погрешности, и что нашло отражение и вызвало резонанс в его внутреннем мире. И, поэтому, хороший фотограф — это человек с богатым внутренним миром и с тонким, объемным, незамутненным, всегда новым ощущением реальности.

Второй пункт может сказать о том, что этот человек должен быть еще и дизайнером, дизайнером кадра, композиции. Ему нужно научиться буквально "рисовать" кадр камерой, выбирая компоновку и сцену. Ну и, наконец, ему нужно будет научиться психологически "дорисовывать" кадр светом и теневым рисунком. Хотя здесь свободы обычно бывает меньше, и приходиться работать с тем светом, что присутствует в данный момент. Обычно композиция и освещение взаимосвязаны. На самом деле, все эти три выделенных процесса техники фотографирования являются лишь сторонами одного взаимоувязанного, монолитного процесса, который можно назвать искусством фотографии.

Какую фотокамеру выбрать?

Одной из уникальных особенностей коллекции на этом сайте, является то, что около 90% фотографий, размещенных здесь, были сняты компактными камерами — камерами, которые помещаются в обычный карман брюк, и весят от 250 до 450 грамм. До этого момента я пользовался следующими камерами: Canon Digital IXUS 330 (2001), Olympus C-70 (2005), Nikon Coolpix P5100 (2007), Canon PowerShot G9 (2008), Olympus E-P1 (2009). Все они являются компактными камерами, и особую любовь из этого списка у меня вызывают две камеры от фирмы Olympus.

Опыт показал, что Olympus — единственная компания, которая, до этого момента, в свои компактные камеры устанавливала высококачественную оптику, и даже маленький и легкий фиксированный объектив компактной "мыльницы" от Olympus может быть на удивление "живым", и может давать что-то умеренно похожее на "рисунок" и "боке" больших профессиональных объективов. В компактных камерах других производителей эти качества полностью отсутствуют — таков был мой опыт. Я также считаю, что за системой Micro Four Thirds (Micro 4/3) большое будущее, и в первую очередь это касается жанра фотографии из путешествий (travel photography). Для этой системы уже есть много прекрасных, "живых" объективов, выпущенных компаниями Olympus и Sigma.

Профессиональная техника

Несмотря на все вышесказанное, в 2011 году я нарушил многолетнюю традицию использования только компактных фотокамер в путешествиях, и в качестве эксперимента приобрел компактную DSLR-камеру Sony a55 (которая, впрочем, тоже миниатюрная и очень легкая в линейке DSLR). А в 2012 году я приобрел тяжелый профессиональный zoom-объектив Sigma серии EX с очень качественными просветленными стеклами, живым, мягким, поющим рисунком и взвешенной цветопередачей. Но, как мне думается, этот уход в тяжелую и большую технику окажется для меня временным, и следующая моя камера будет вновь компактной (однозначно от Olympus — они еще никогда меня не подводили), так что мне удастся сохранить это уникальное позиционирование для сайта VascoPlanet, как места, где находятся фотографии исключительно с компактных и легких камер. До этого момента я менял камеры каждые 1-2 года.