Антон Корбайн: Выше только звезды

Антон Корбайн — гениальный фотограф, выше которого могут быть только звезды. Один из тех, кого хочется копировать и кому подражать. Если и есть смысл кого-то копировать — то только его. Мне лично так близка эта эстетика.

Наиболее значимые его работы выполнены в черно-белом стиле. Наиболее узнаваемым его стилем является помещение модели съемки в нетипичные для нее и ее статуса условия: часто это природные и объемные ландшафты, такие как горы и пустыни, или интерьеры с нетипичным оформлением. Окружение в фотографиях Корбейна играет не меньшую роль, чем объект съемки. Фигуры, стоящие на переднем плане, могут быть вне фокуса, а задний план, наоборот, в фокусе. Очень часто он ставил на первый план не главного солиста группы, а других ее участников. Звезды на его фотографиях выглядят очень естественно, как обычные люди, несмотря на нетипичные постановки и окружения.

Фотоработы Корбайна не производят впечатления стандартных портретов звезд, самоупивающихся своим иллюзорным гламурным совершенством и временным превосходством. Он рисует такой образ человека, что, кажется, ставит его выше гламурного совершенства, куда-то в образ божественного. Depeche Mode когда-то провозгласили Корбайна пятым участником группы. Без него, наверно, у Depeche Mode никогда не было такого образа, который они имели и имеют.

Эти фотографии обладают каким-то гипнотизмом — какой-то дикой энергетикой. Столько сейчас "фотографов" развилось, но никто не умеет делать так, как это делает он. Сама стилистика всегда проста, но сцена, постановка, которую он строит — всегда берется откуда-то из подсознания, он всегда над ней размышляет. Это самое ценное в его фото — романтика экзотических городов, бескрайних прерий, больших аэропортов, номеров отелей. По сути, он не столько фотограф, сколько сценарист, постановщик сцены. И всегда его работы очень узнаваемы, какое-то общее настроение — общий носитель присутствует.

В 2012 году в Нидерландах был выпущен интересный документальный биографический фильм о Корбайне, "Anton Corbijn Inside Out", который открывает Антона как очень простого, но глубоко увлеченного работой человека, сына протестантского священника, все детство которого прошло в атмосфере протестантской церкви. Он рассказывает о своем одиночестве в детстве, о работе. Камера выхватывает его то на берегу волнующегося Северного моря, то на фоне осенних голландских равнин и пролесков, то в интерьерах своей квартиры в Амстердаме с огромной коллекцией виниловых пластинок и ламповым усилителем, "который не работает".

То тут то там его видно со среднеформатниками и с какими-то древними Polaroid'ами, которые сразу выдают эти контрастные черно-белые снимки в его стиле. Его брат и сестра рассказывают о влиянии отца и общей обстановке протестантизма в детстве. Антон выглядит самым обычным человеком, у которого нет ничего кроме своей работы — в том числе нет семьи и даже друзей. Пожалуй, наиболее сильная и эмоциональная серия его фотографий, выпущенная в виде фотокниги Devotional для одноименного тура Depeche Mode в 1993 году, которая полностью раскрывает стиль и его подход на протяжении уже более сорока (!) лет его работы в фотографии — была стилизована и снята в интерьерах и на дворе протестантской церкви.

Сегодня в фотографиях Корбайна осталось многое от низинных пейзажей его родины — Голландии. Горизонт в его работах тянется вдалеке как нить, небо чаще всего серое, а черные деревья без листьев возвышаются над землей, напоминая трещины в сухой, обезвоженной почве. Именно эта угрюмость и меланхоличность придают его работам своеобразие и особое магическое излучение. Он умеет разглядеть невероятно красивый фон для снимка даже рядом с обыкновенным старым сараем.

Этот талант сценариста и постановщика также выразился в его работе клипмейкером и кинорежиссером. Корбайн снял большинство (больше половины) клипов Depeche Mode, выпущенных до 2000 года. Эту уникальную подборку клипов можно ставить на повтор и смотреть до бесконечности — именно это я и делаю время от времени — настолько интересно и гипнотично увлекательно они отзываются в моем сознании. Он также снимал музыкальные клипы для U2, Nirvana, Metallica, Coldplay. Кроме того, он стал режиссером трех полнометражных фильмов.

Взять, например, самое известное видео на самую известную композицию Depeche Mode — "Enjoy the Silence", в котором заложены, как я его ощущаю, глубокие смыслы и посылы. А выражение внешнего в нем — лишь отражение внутреннего. Там нет ничего кроме высоких белых снежных гор, грандиозных панорам, солнца, и героя, шагающего в королевской мантии по этим вершинам. В нем нет гламура и пафоса, но есть какое-то торжество самодостаточности человека и его высших состояний — то самое выражение внутреннего мира, и связь и изоморфность и единство этого внутреннего мира с потрясающей красотой и грандиозностью мира внешнего.

Кому, кроме Корбайна, могло прийти в голову закутать Дейва в горностаевую мантию и отправить с раскладным стульчиком в нескончаемое восхождение по вершинам королевского одиночества? Камера Антона умеет превращать видимость в сущность, она делает снимок предельно образным, гипнотичным, и, одновременно, очень осязаемым, реальным, настоящим. Это магия высокого порядка. Выше только звезды.

Трудно представить более совершенный визуальный ряд для слов этой песни.

Откуда взялась его популярность? Можно предположить, что для того чтобы стать знаменитым, нужно снимать знаменитостей. Ни у одного фотографа в мире нет звездного портфолио такого объема, что есть у Корбайна. Уже даже не ясно — выше звезды, или он с таким портфолио — выше всех этих звезд. Среди знаменитостей, с которыми он работал: Joy Division, Depeche Mode, U2, Дэвид Боуи, Майлс Дэвис, Бьорк, Kim Wilde, Роберт де Ниро, Стивен Хокинг, Мартин Скорсезе, Фрэнк Синатра, Лучано Паваротти, Стивен Спилберг, Элвис Костелло, Клинт Иствуд, Roxette, Nick Cave, Брайан Адамс, Metallica, The Rolling Stones, R.E.M., Nirvana, и другие.

Это может поведать, какое значение в нашем мире имеют связи и авторитет внутри закрытых кругов: когда перед тобой "выкатывают" такой внушительный список, тебе сразу хочется к нему присоединиться, не раздумывая. И о таланте фотографа уже речи даже не идет. Ибо в нашем мире брендинговый потенциал, сила имени, как аккумуляция таланта и труда во времени — выше самого таланта. Помимо музыкальных и актерских звезд первого калибра Корбайн снимал также современных американских президентов. Интересно было бы увидеть его фотографии Путина на фоне какой-нибудь железнодорожной ветки в ближневосточной пустыне или где-нибудь в Сибири или Тундре, а может быть просто в кабинетах Кремля или на Красной Площади?

Мне легко в этой необъятности

Отступление

Фотографии были сняты с японской плазменной панели Panasonic 2013 года. Вообще по "эмоциональности" изображения эти панели стоят почти на уровне хороших дорогих проекторов, и сильно обходят любые современные панели на технологиях LED и OLED. Это, видимо, связано с тем, что в LED-панелях светятся лампы или диодные ряды, закрытые шторой, а свечение плазменной панели — это прямое свечение газоразрядных ячеек, по типу свечения люминофора. Получается просто "камин в стекле". Кроме того, эти топовые плазменные панели от Panasonic отлично откалиброванны по гамме и цветопередаче. По цветам показывают не хуже лучших профессиональных IPS LED-мониторов от HP и Dell. Я, конечно, имеют в виду "честность" цвета и строгое соответствие sRGB в плане карты насыщенности.


Смотрите также: